"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" (1968) "Ромео и Джульетта» были экранизированы многократно и разными способами... Но версией-фаворитом, которая вероятнее всего останется любимой на долгие годы, является фильм Франко Дзеффирелли 1968 года. Его рискованное решение в экранизации состояло в том, что он снял актёров, которые были близки по возрасту к героям…В начале пьесы звучит фраза о Джульетте «ей нет ещё четырнадцати лет», а Ромео лишь немногим старше. Это первая любовь для Джульетты, и Ромео, вздыхающий о невидимой Розалинде, забывает о ней в тот момент, когда видит Джульетту на маскараде: «Я красоты не видел до сих пор». После хорошо разрекламированного международного поиска Дзеффирелли выбрал Оливию Хасси, 16-летнюю англо-аргентинку, и Леонарда Уайтинга, 17-летнего британца. Они не просто сыграли свои роли, они вдохнули в них свежесть собственных чувств, и хотя ни один из них не был профессиональным актёром, они полностью соответствовали диалогам Шекспира о них. Хасси и Уайтинг были так хороши, потому что не знали ничего лучше. Спустя год или два опыта они возможно были бы также испуганы тем, что им предстоит играть такие роли. Фильм вышел на экраны в беспокойном 1968 году, во время политических переворотов в мире, но так или иначе история несчастных влюблённых отразила настроения непокорных молодых людей, которых утомили войны родителей. «Это произведение из всей мировой литературы наиболее увековечивает страсть молодой любви и агрессивный дух молодёжи», - написал Энтони Бургес. Дзеффирелли, родившийся во Флоренции в 1923 году, рано пристрастился к английскому языку и литературе, имея ещё довоенный опыт, на который намекают события почти автобиографического фильма «Чай с Муссолини» (1999). На него оказал сильное влияние Лоуренс Оливье в «Генрихе V» (1945), который вдохновил его увлечение театром; параллельно развивались в его карьере постановки пьес, фильмов и оперных спектаклей. Перед огромным успехом «Ромео и Джульетты» была постановка Шекспира «Укрощение строптивой» (1967) с Бартоном и Тейлор. Позже он снимал Пласидо Доминго в «Отелло» (1986), опере Верди, и Мела Гибсона в «Гамлете» (1990). «Ромео и Джульетта» остаются волшебной вершиной его карьеры. И вновь смотреть это - восхитительно. Интригует то, что Дзеффирелли в 1968 году был сосредоточен на любви, тогда как довольно популярная версия База Лурманна 1996 года сосредоточена на насилии; что-то коренным образом изменилось в фильмах о молодёжи и для неё, и нынешние зрители кажутся стесняющимися любви, но стремящимися к конфликту и противостоянию. Роджер Эберт. Интернет-издание Chicago Sun-Times. ************* ИЗ ИСТОРИИ СЪЁМОК Дзефирелли писал: «Начало проб оказалось сущим кошмаром, потому что выяснилось, что все девушки Англии только и мечтают, что стать новой Джульеттой, как мечтали их матери, бабки и прабабки. Они ехали отовсюду, Из самых далеких Богом забытых мест. На улице, где проходили пробы, было не протолкнуться. Уже по одному этому коллективному безумию можно было снимать целый фильм. Разумеется, на роль Ромео тоже оказалось немало претендентов, но с ними было значительно проще, я почти сразу нашел троих или четверых, а в одного просто влюбился с первого взгляда. После проб рассеялись последние сомнения – вот он, новый Ромео, Леонард Уайтинг, молоденький актер «Олд-Вика», всего шестнадцати лет, красивый и обаятельный, уверенный в себе и даже немножко нахальный, как породистый жеребчик. Прекрасный образ юного итальянца эпохи Возрождения, на тех, что кажется, появились на свет, чтобы внушать любовь, страсть и... создавать массу неприятностей... После нескольких недель проб и прослушиваний я отобрал с полдюжины кандидаток, среди которых первой шла Оливия Хасси, четырнадцатилетняя девочка, полненькая и угловатая, с глубокими, как темный бархат, глазами и длинными черными волосами, которые необыкновенно красиво обрамляли ее милое лицо. Но помимо подросткового облика у нее были и другие недостатки: она постоянно грызла ногти, а голос срывался. Девушек было множество, все разные, но все многообещающие; одна, например, тоненькая блондинка с огромными голубыми глазами. Глаза – это мой пунктик, и вполне обоснованный. В жизни, разговаривая с человеком, мы смотрим ему в глаза, это первый и главный способ общения и знакомства. Мы сразу проникаемся недовернем к тем, кто отводит взгляд – и в кино это особенно важно. Если ты не смотришь актеру в глаза, а только рассматриваешь его физические данные, это значит, что как личность он тебя не интересует, потому что его только глаза — зеркало души, индивидуальности. А в крупных планах все так увеличивается, что глаза становятся огромным. И если у актера глаза «не говорящие», ему лучше подыскивать себе другое занятие. Одновременно мне надо было работать над спектаклями во многих театрах мира, и пробы в Лондоне пришлось на несколько недель приостановить. И слава Богу. Таким образом, я получил возможность сосредоточиться, вспомнить, как следует девушек, которых уже видел и слышал, и все хорошенько взвесить, потому что ни одна из них не убедила меня окончательно. Я не был готов сделать окончательный выбор, а продюсеры нервничали и торопили: на пробы уходило слишком много времени. Я вернулся в Лондон и снова пригласил тех, кого смотрел в начале, несколькими месяцами раньше. Пришла Оливия, которая за это время очень изменилась, многие ее недостатки исчезли (в четырнадцать лет чудеса происходят легко), пришла и очаровательная блондинка. Едва увидев ее, я понял, что судьба, устав от моих поисков, решила за меня. Прелестная девочка, так меня поразившая, тоже, как и Оливия, изменилась, но, увы, не к лучшему. Она коротко остригла волосы по молодежной моде тех лет. Вроде бы старшая сестра убедила ее постричься, потому что с длинными волосами она выглядела не модно. — Захотят, чтобы ты играла с длинными волосами, парик наденут. Правда, просто? Совсем непросто. Оставив прекрасные золотые волосы на полу парикмахерской, она лишилась надежды стать моей Джульеттой. Может быть, вся ее жизнь изменилась из-за этой глупости. Прямо дрожь пробирает. Роль получила Оливия – судьба глядела далеко вперед! Нужно честно признать, что именно она – настоящий режиссер нашей жизни." Магия юности и убедительность главных героев не заслоняют, однако, превосходно созданные другими актёрами образы: кормилицы Джульетты (Пэт Хейвуд), монаха Лоренцо (Майло О'Ши), Бенволио (Брюс Робинсон), синьора Капулетти (Пол Хардвик), синьоры Капулетти (Наташа Пэрри), Герцога (Роберт Стивенс) и других. И нигде не приходилось видеть такого потрясающего Меркуцио, как Джон МакЭнери...Даже в Тибальте, воплощённом Майклом Йорком, начинаешь видеть человека, а не только надменного гордеца и задиру, каким его часто делают постановщики. В своем фильме Дзеффирелли изобразил членов семьи Монтекки гораздо более образованными, изысканными и миролюбивыми, чем нувориши Капулетти, которые показаны неуживчивыми, высокомерными и нелюдимыми. Поэтому, когда он искал актеров на роли противоборствующих семейств, он нанял ухоженных, похожих на патрициев студентов Римской драматической академии на роли Монтекки. А для набора актеров на роли Капулетти он разместил одно объявление в местной газете на двух языках — итальянском и английском. На объявление откликнулись длинноволосые хиппи, многие из которых были иностранцами, и просто искали летней подработки. Так как Верона, где разыгрывается трагическая история Ромео и Джульетты, сегодня стала шумным торговым городом, Дзеффирелли перенес съемки уличных сцен в пригороды Тосканы и Рима — места, которые практически не изменились с середины 15-го века. Пьенца - маленький городок близ Сиены, окруженный живописными холмами, изобилующими зерном, оливковыми деревьями и виноградниками. Здесь у благотворительной организации группа арендовала превосходный трехэтажный дворец Пикколомини, ныне действующий как музей. Строение было возведено между 1459-62 годами папой Пием Вторым, как подарок деревне, из которой он был родом. Его просторные комнаты, коридоры, строгий сад и внутренний двор в фильме стали местом обитания семьи Капулетти. Для уличных съемок ожесточенных схваток между представителями домов Монтекки и Капулетти съемки передвинули чуть севернее в Умбрийский городок Губбио, один из самых древних городов Италии, сохранивших свой исторический облик. Дзеффирелли выбрал этот город потому, что его прочные монументы были построены примерно в то время, когда менестрели начали распространять по Италии сказание о Ромео и Джульетте. Неделями после возвращения в Рим Дзеффирелли со своими помощниками по всем окрестностям искали подходящее полуразрушенное романтичное место, где они могли бы снять знаменитую сцену на балконе. Они нашли это место в Артене, средневековой деревне с домами из серого камня, ютившимися на склоне холма, в 20 милях на юг вдоль трасы на Неаполь. Палаццо Боргезе было построено в 16-м веке Кардиналом Сципионом Боргезе, происходившим из древнего итальянского рода. Во время Второй Мировой Войны оно было оккупировано немецкими войсками и обстреляно превосходящими силами Союзников. Его реставрировали в 1958 году, и в настоящее время оно принадлежит принцу Валерио Боргезе. Здесь на балконе и в саду и была снята знаменитая сцена прощания между Ромео и Джульеттой. Для съемок «Ромео и Джульетты» был воссоздан главный квартал Вероны на съемочной площадке "Чинечитта студиос" в Риме. Эта внушительная постройка состояла из церкви, возвышающейся над рядом каменных ступеней, фасадов особняков, внутренних двориков и рыночной площади. Под руководством художника по костюмам Данило Донати авторитетные ателье братьев Церретелли во Флоренции и Фарани в Риме изготовили для «Ромео и Джульетты» оригинальные костюмы эпохи Ренессанса. Вес многих из них, богато украшенных рюшами из французского бархата и парчи, обшитых массивными золотыми галунами, мог достигать почти 30 кг, - нелегкая ноша для актеров в условиях съемок под изнурительным августовским солнцем и мощными дуговыми лампами. Для создания образа вспыльчивых Капулетти художнику по костюмам понадобились кричащие оттенки желтого и красного; на контрасте с ними выступали Монтекки, одетые в приглушенный голубой и коричневый. Костюмы Данило Донати выиграли "Оскар и повлияли на успех картины. Сотрудничество Дзефирелли с выдающимся композитором Нино Рота началось в 1960 г. со знаменитой постановки пьесы "Ромео и Джульетта". Поскольку события «Ромео и Джульетты» происходят в Италии в середине 15 века (приблизительно за 150 лет до рождения самой пьесы – Шекспир писал в Елизаветинскую эпоху), композитору пришлось несколько переделать свое – уже готовое – музыкальное сопровождение таким образом, чтобы оно максимально передавало дух того времени. Он также написал музыку к балладе «Что такое юность» (“What is youth”) на слова Юджина Уолтера. В фильме – в сцене бала – ее исполняет Бруно Филиппини, молодой итальянский певец, который на протяжении 5 лет является основным солистом Хора Сикстинской Капеллы. В эпоху Ренессанса дуэли были так же популярны среди молодежи, как футбол в наше время.... Одного неодобрительного слова или взгляда было достаточно, чтобы вспыхнула драка между враждующими кланами Монтекки и Капулетти. Все это могло вылиться как в открытый поединок, так и коллективную резню. Все они – Ромео, Тибальт, Меркуцио, Парис – попадают в беду из-за своей опрометчивости, желания скорее обнажить шпагу. Поэтому Дзеффирелли заручился поддержкой знаменитого фехтовальщика Никколы Перны, у которого актеры – Леонард Уайтинг, Майкл Йорк, Джон МакИнери, Роберто Бисакко – учились секретам почти забытого искусства фехтования. Всем четырем безумно нравились эти уроки, и с каждым днем их успехи становились все заметнее, что позволяло им даже импровизировать перед камерой. Учитель был настолько восхищен физическими способностями и энтузиазмом молодых британцев, что во время съемок доверил Уайтингу свое сокровище – настоящую шпагу эпохи Ренессанса. Еще до съемок Дзеффирелли снял виллу с большим парком на старинной Аппиевой дороге. Она буквально стала летней театральной школой: пока Дзеффирелли и его тренеры по сценической речи Маргарет Андерсон и Дисон Лоуэлл работали с одними актерами на террасе перед коттеджем, другие в просторных залах упражнялись в фехтовании, танцах и верховой езде. Альберто Теста из Национальной Академии Танца (Италия) обучал юных актеров – Хасси, Уайтинга, Йорка и других – искусству исполнения сальтареллы, бурре и паваны (типичных танцев времени Ромео и Джульетты). В съемках принимали участие также 22 танцора из Академии кордебалета, в том числе Мария Фраччи, сестра знаменитой балерины Карлы Фраччи. Существовал ли в действительности между Оливией и Леонардом тот секретный роман, который казался неизбежным в располагающей к страстным чувствам атмосфере фильма и в который многие верили? Трудно было не поверить! Поэтому полагали, что эту сторону их отношений, известную лишь узкому кругу съёмочной группы, просто старались не афишировать, что было бы понятно, принимая во внимание возраст исполнителей, если бы роман действительно имел место. Леонард Уайтинг говорил в 1995 году Сергею Шолохову, автору телепрограммы "Тихий Дом": "Это очень странно, потому что мы никогда не рассказывали западной прессе правду - мы безумно любили друг друга, или, по крайней мере, я был безумно влюблён в неё. Но наши пути разошлись, к сожалению. Никто этого не понимает, но это правда. Я её очень любил." http://www.romeo-juliet-club.ru/dseffirelli.html #кино@vremenperepletenie #мировая_культура@vremenperepletenie